Семейные консультации
Индивидуальные консультации
Групповая терапия
Консультирование детей и родителей

Профориентирование: Дороги, которые мы выбираем

дата: 
01.04.2013

                        
          Недавно беседовала с обаятельной, очень живой женщиной,  директором  центра изучения иностранных языков. Как выяснилось, она проработала в школе около тридцати лет, была педагогом, была завучем. Колоссальный опыт. Мы говорили о школе и психологии, каждая, с точки зрения своей профессии: о первых днях в школе, страхах и ожиданиях родителей, их надеждах и разочарованиях. Мы хорошо понимали друг друга и приводили разные примеры необходимости психологической поддержки и родителям, и детям. Но тут речь зашла о старшеклассниках, о выборе профессии, профессии, как дальнейшего жизненного пути. И моя многоопытная собеседница, махнув рукой, сообщила мне известное мнение, что все ученики уже в 9 -10 классе делают выбор будущей профессии и начинают усиленно  совершенствоваться в нужном направлении.
     Как бы ни так! Часто, действительно часто, я как психотерапевт, слышу  рассказы о большом разочаровании  первого года учёбы в институте, мучениях следующих лет обучения и о  хождении на работу, как «на каторгу». А в настоящее время, закончив  ВУЗы,  многие выпускники не имеют возможности даже начать работать по специальности. Так могут ли старшеклассники сами грамотно выбрать будущую профессию? Я посмотрела статистику, она бесстрастно сообщает  о том, сколько выпускников ВУЗов работает по специальности, указанной в дипломе. Итак, это около 10% специалистов в области естественных, биологических и  сельскохозхозяйственных наук, математиков и статистиков, 40-50% экономистов и преподавателей средней школы и почти 80% специалистов в области медицины. Да, мне есть, что возразить опытному педагогу!
Так как же выбираются будущая профессия и будущий ВУЗ, что влияет на выбор? Какие заблуждения мешают правильному выбору?
    Выбор определяется рекомендациями других людей: родителей, родственников, здесь же выбор по типу: «друзья пошли поступать, и я сними». В любом случае это уход от ответственности за принятое решение. С рекомендациями родителей еще сложней. Они могут основываться не только на житейском опыте и примерах жизненного успеха родственников, выбравших эту профессию, но и на желании увидеть воплощенную в жизнь свою не реализованную юношескую мечту стать актрисой, капитаном дальнего плавания, известным писателем, да кем угодно. Какую ответственность берут на дети, стараясь непременно добиться успеха,  в благодарность  родителям за сделанный за них выбор будущего.
    В чем-то перекликается со сказанным раньше – выбор профессии по уровню зарплаты и по её престижности. Что тоже ошибочно: высоко оплачивается  должность, умение, личные качества, а не профессия. Престижность профессии, вообще,  относительна и меняется  со временем.
    Оценка своих способностей молодым человеком  также определяет выбор будущей профессии, заниженная оценка может заставить отказаться от попытки получить желаемую профессию.
    Выбор профессии определяется интересом и углублённым изучением какого-нибудь школьного предмета. Но «химик»,  «физик», «историк» включает в себя много профессий со своими особенностями, не имеющими ничего общего с тем, что  изучалось в школе.
    Очевидно, что выбор профессии - это выбор молодым  человеком своего  жизненного пути, и надо помогать, чтобы этот выбор был сделан самостоятельно.  То есть для себя самого. И эта помощь  не столько проведение, так называемой профориентации, как набора тестов, сообщающих, что психологические особенности данного человека соответствуют специальности   « педагог», но и многое другое. Это многое другое и есть настоящая помощь в выборе профессии, как успешного жизненного пути!

Татьяна Громославская, врач-психотерапевт.